Железнодорожные перевозки опасных грузов

Железнодорожные перевозки опасных грузов регулируются «Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам», действующими на территории РФ с 01.01.1997. Данный документ имеет юридическую силу во всех государствах – участниках Содружества (странах СНГ): в Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Украине.

Опасные грузы, транспортируемые по железной дороге, делятся на классы:

Класс 1. Взрывчатые вещества и изделия;

Класс 2. Газы;

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

Класс 4.1. Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества и твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества;

Класс 4.2. Самовозгорающиеся вещества;

Класс 4.3. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

Класс 5.1. Окисляющие вещества;

Класс 5.2. Органические пероксиды;

Класс 6.1. Ядовитые (токсичные вещества);

Класс 6.2. Инфекционные вещества;

Класс 7. Радиоактивные материалы;

Класс 8. Едкие (коррозионные) вещества;

Класс 9. Прочие опасные вещества и изделия.

Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании накладной, которую грузоотправитель должен предоставить станции отправления. В документе указывается код опасности груза, номер ООН, надлежащее наименование опасного груза, номер основного и дополнительного знаков безопасности, номер аварийной карточки. Например, если Вы планируете перевозить спирт метанол (CH3OH), в графе наименование документа следует прописать: «336/ООН 1230 МЕТАНОЛ, 3 (6.1), АК 319».

Опасные грузы должны быть упакованы в герметичную тару, которая не пропускает газы, жидкости и пары. Грузы в стеклянной таре, железных банках, бидонах и канистрах упаковываются в прочные деревянные ящики. На все виды тары с опасным грузом наносятся знаки опасности – они могут быть бумажными, картонными, тканевыми, фанерными, металлическими либо пластмассовыми. Также знак опасности можно нанести краской на саму тару.

Для транспортировки опасных грузов применяют универсальные крытые вагоны и универсальные контейнеры. Жидкие опасные грузы (ЛВЖ, щёлочи, кислоты) перевозят в вагонах-цистернах и специализированных контейнерах-цистернах.

Особые условия транспортировки железнодорожным сообщением устанавливаются для взрывчатых материалов и веществ. На тару наносят оранжевые знаки опасности с надписью ВЗРЫВАЕТСЯ либо с указанием подкласса 1.4, 1.5, 1.6. На дверь, боковые стенки и крышу контейнера также наносится маркировка, говорящая о том, что груз взрывоопасен.

Грузоотправитель должен обеспечить проводников и охранников всем необходимым для транспортировки опасного груза:

  • Спецодеждой и СИЗ (халатами, накидками, перчатками, сапогами, противогазами, пневмокостюмами, защитными очками);
  • Медицинской аптечкой;
  • Набором инструментов;
  • Средствами пожаротушения и дегазации (удаления отравляющих газов).

Декадная заявка на погрузку подаётся отправителем груза не позднее чем за 3 дня до начала декады начальнику железнодорожной станции. Сотрудники Минобороны РФ подают заявку военному коменданту ж/д участка и станции, а специалисты МВД РФ и ФСБ РФ – в ОСП МВД.