Транспортное право – это отрасль права, в которой рассматриваются общественные отношения, возникающие при перевозке грузов, багажа и грузобагажа и перемещении пассажиров. В транспортном праве подробно изучается документация, необходимая для осуществления грузоперевозок. В первую очередь, это заявка на грузоперевозку, договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг, транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, путевой лист и договор на страхование груза.
Транспортное право регулирует отношения между различными людьми, вовлечёнными в процесс грузоперевозки:
- Между транспортно-экспедиционной компанией (ТК) и грузоотправителем (ГО);
- Между транспортно-экспедиционной компанией (ТК) и грузополучателем (ГП);
- Между грузоотправителем (ГО) и грузополучателем (ГП);
- Между мультимодальным транспортным оператором (МТО) и суб-перевозчиками (в морском праве – действительными перевозчиками);
- Между транспортно-экспедиционной компанией и компанией, оказывающей какую-либо услугу в области экспедирования (перевозка груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, охрана грузи на пути следования).
Составные элементы транспортного права
Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области грузовых и пассажирских перевозок. Транспортное право не является самостоятельной правовой отраслью – это комплексная подотрасль предпринимательского права.
Основные части транспортного права:
История транспортного права
Транспортное право начало зарождаться ещё в древности – это было вызвано необходимостью урегулировать отношения, возникающие при доставке товаров и перемещении людей. Самые древние виды «транспорта» – это вьючный и гужевой транспорт.
Под вьючным транспортом понимаются животные (лошади, верблюды, мулы, ослы, олени), на спине которых перевозили различные грузы при помощи вьюков и вьючных сёдел. Гужевой же транспорт – это повозка колёсного или санного типа, которая приводится в движение тягловыми животными. Гужевой транспорт широко использовался на Руси – особенно популярны были лошади, которых запрягали в телеги, брички и царские кареты. Омнибусы (предшественники современных автобусов) также работали на конной тяге.
Транспортное право развивалось постепенно, превращаясь из устных договорённостей между перевозчиком и его клиентом в мощный и эффективный инструмент правового регулирования отношений. В нашей стране собственный устав для каждого вида транспорта начал разрабатываться в XXI веке. Первым появился Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – в 2003 году. Устава федерального государственного учреждения «Российский морской регистр судоходства» вступил в силу в июне 2005-го. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта был принят Госдумой в 2007 году. А в 2010 году появился и Устав Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
Комментарии (0)