Путевое хозяйство – одна из главных отраслей железнодорожного транспорта. Под термином «путевое хозяйство» понимается железнодорожный путь (дорога с направляющей рельсовой колеёй) со всеми имеющимися сооружениями. К сооружениям путевого хозяйства относятся:
- Объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения;
- Линейно-путевые и промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт путей;
- Путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции;
- Средства механизации ремонтно-путевых и других работ.
Обязанности работников путевого хозяйства
Работники путевого хозяйства выполняют важные функции в железнодорожной сфере – они следят за состоянием железнодорожных путей, сооружений и обустройств, чтобы обеспечить бесперебойное и безопасное движение поездов на заданных скоростях. Железнодорожный путь и имеющиеся на нём сооружения проходят регулярную проверку, все поломки и неполадки должны быть своевременно устранены.
Существуют различные методы дефектоскопии рельсов, которые применяют работники путевого хозяйства: визуально-акустический, магнитный, токовихревой (индукционный), ультразвуковой, эхо-метод. Дефектоскопия рельсов помогает выявить некоторые дефекты железнодорожного пути, которые принято классифицировать и даже обозначать номерами. Например, дефект №3 – это пробуксовка колёсами локомотивов, №22 – расслоение шейки, №26 – трещина в шейке в зоне сварного шва, №30 – трещины и выколы подошвы.
Сотрудники, занятые в путевом хозяйстве, проводят мероприятия трёх видов:
- Технические;
- Технологические;
- Организационные.
Нагрузка на железнодорожные пути постоянно возрастает, что в свою очередь связано с увеличением грузооборота и пассажиропотока на железнодорожном транспорте, а также с разработкой и выпуском новых, более мощных и современных локомотивов. С увеличением нагрузки на железнодорожное полотно и сооружения путевого хозяйства возникает потребность в более тщательном контроле состояния всех железнодорожных коммуникаций.
История развития путевого хозяйства
Путевое хозяйство в нашей стране стало формироваться с начала возведения и эксплуатации первых железных дорог. Огромный вклад в развитие путевого хозяйства внесли русские инженеры Павел Мельников, Дмитрий Журавский, Николай Белелюбский. Механик Николай Жуковский (1847 – 1921 гг.) подробно изучал вопрос защиты железнодорожных путей от снега, выявил методы реализации этой задачи и обосновал каждый из них. С XX века развитием путевого хозяйства активно занимались Борис Венедисов, Григорий Передерий и Николай Митюшин.
Стоит заметить, что за долгие годы конструкция верхнего строения пути подверглась существенной модернизации. До 1866 года использовали железные рельсы, но затем их полностью сменили на стальные – поезда стали мощнее, скорости больше, и железо оказалось неспособно выдерживать такие нагрузки. Поезда в то время ещё ходили по рельсам различного типа, что сильно затрудняло развитие единого путевого хозяйства. Выпуском стальных рельсов, соответствующих конкретным параметрам, начал заниматься Путиловский чугунолитейный завод в городе Санкт-Петербурге.
К весне 1883 года завод изготовил уже свыше 6 миллионов пудов рельсов (в переводе на современные мерки – около 100 млн кг железнодорожного пути!). Производительность завода росла стремительным темпами, и он приобрёл славу на всю страну. В1908 году официально утвердили железнодорожные рельсы 4 типов: la, Ila, Ilia, IVa весом погонного метра соответственно 43,6; 38,4; 33,4 и 30,9 кг. Характерной их чертой являлась вертикальность боковых граней шеек, что упрощало заводскую прокатку рельсов. Рельсы производили длиной 10,68 м.
Помимо рельсов, за полтора века становления путевого хозяйства изменения претерпели также стрелочные переводы и сооружения путевого хозяйства. Повысился уровень безопасности при перевозке грузов и пассажиров, увеличилась скорость локомотивов, а ездить по железной дороге стало комфортнее и надёжнее.
Комментарии (0)