Логистика контейнерных перевозок не успевает за спросом

Любому предпринимателю, обеспечивающему контейнерные перевозки, привычно считать ежедневные убытки, и он относится к ним без особых эмоций, однако упущенная прибыль всегда вызывает сильную досаду. Такое чувство возникает при публикации информации о том, что петербургская казна ежегодно недосчитывается 2,5 млрд. долларов из-за неполного удовлетворения спроса населения в транспортно-логистических услугах. Эти данные обнародовал комитет по транспортной политике на конференции, организованной издательством «Коммерсантъ», посвящённой вопросам развития складской и терминальной инфраструктуры города и области.

Направление развития – вверх

На конференции отмечено, что основная причина отставания в Петербурге – недостаточное количество складских помещений, обеспечивающих высококачественное хранение и обслуживание грузов. Чтобы полностью обеспечить морские и автомобильные контейнерные перевозки требуемыми помещениями, специалисты призывают воспользоваться опытом строительства современного жилья и деловых центров, а именно, строиться ввысь, создавая складские высотные здания.

По словам директора департамента фирмы «Балт-Аудит-Эксперт» Алексея Калашникова, высотные склады более вместительны за счёт эффективного использования полезных площадей, экономят муниципальную землю и эксплуатационные затраты, позволяют автоматизировать складирование и обслуживание морского контейнера. Хотя они имеют и серьёзные недостатки, как большие капитальные вложения в строительство, повышенные требования к качеству возведения, невозможность поэтапного инвестирования, но всё равно будут востребованы, особенно логистическими компаниями уровня 3PL и 4PL. Густонаселённые окрестности портов являются основными территориями для строительства таких объектов.

Монополия контейнерных перевозок

Стабильный рост грузопотоков в России от 23 до 24% в год обеспечивает постоянный спрос на хранилища. В то же время, по утверждению заместителя гендиректора «Компания Усть-Луга» Александра Головизнина, в структуре международных контейнерных перевозок усиливается монополия пяти крупнейших операторов, доля которых в контейнерном мировом флоте в последние 10 лет увеличилась с 36 до 42%.

Ввод новых 83 морских судов на маршрутах Европа-Азия в 2006 году изменил соотношение между спросом и предложением в пользу последнего. Поэтому поддержку естественного увеличения российских морских и автомобильных контейнерных перевозок следует обеспечивать совершенствованием логистического оборудования в портах, реформированием таможенного законодательства и процедур, а также государственной поддержкой приоритетного обслуживания отечественных грузов российскими портами.

Перспективы роста логистических центров

Перспективы развития грузопотоков в регионе напрямую связаны с пуском в эксплуатацию основных участков КАД, с вводом которых отправить контейнер с грузом и доставить его адресату в Петербурге и области станет гораздо дешевле и быстрее. Уже в прошлом году существующий дефицит площадок вынудил некоторых производителей авто доставлять продукцию по железной дороге и автопоездами, что сразу же отразилось на ценах товара.

Морской контейнер по эксплуатационным характеристикам и себестоимости обходится значительно дешевле другого оборудования для транспортировки. На кризис в инфраструктуре логистики открыто указали руководители фирм «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», «Рольф», «Северсталь-авто». По сведениям представителя НИПИ ТРТИ Натальи Пушевой, в инфраструктуру кольцевой автодороги входят строящиеся грузовые терминалы не только в Каменке и Шушарах, но и в Белоострове на 181,8га, Обухово на 263,4га, Горелово на 155,4га, Бронксе на 173,6га. Они обеспечат предварительную разгрузку морского контейнера с грузом гораздо ближе к адресату. Значительно увеличилось финансирование в этой отрасли со стороны региональных властей.

«Подтянулись» инвестиции в дорожное строительство и строительство складской недвижимости. Большинство аналитиков, прогнозируя увеличение темпов строительства в логистическом секторе, видят в этом прямое следствие общего экономического развития региона и страны, что гарантирует стабильность этого процесса.