Глубоководный порт – понятие, достаточно часто встречающееся в новостных передачах, СМИ, учебниках и литературе. И тем более, никто не знает и не думает о том, что без глубоководных портов невозможно полноценное функционирование экономики государства. Если Вы знакомы с этим понятием, значит Вы обязательно сталкивались с морскими контейнерными перевозками. Это направление логистики дает возможность транспортировки грузов морским путем при помощи контейнеров, перевозимых специальными контейнеровозов.
Определение понятия «Глубоководный порт»
Официально, на данный момент времени нет четкого определения понятия глубоководный порт. Во времена СССР по одним нормативам глубоководным считался порт с глубиной 9,5 метров, по другим – 11.5 метров. Но в те времена, были другие судна. Если за точку отсчета брать TEU – морской контейнер, то самое грузоподъемное судно было способно принять на борт не более 4000TEU. На данный момент времени эта цифра увеличилась до 10 000 TEU, что следовательно увеличивает и требуемую глубину морского порта.
Россия в этом отношении имеет большие преимущества относительно многих других стран, так как располагает большим количеством морских портов по всей территории страны, смежной с морями либо океанами. Это дает возможность укреплять торговые отношения с другими странами, осуществлять большое количество миорских контейнерных перевозок как собственных, так как внешне экономических. для того, чтобы осуществить трансопртировку груза, необходимо сначало купить морской контейнер требуемого обема и с необходимыми зарактеристиками.
Нынешние реалии морских портов
Данные порты можно считать глубоководными. Они способны принимать судна, перевозящие тысячи морских контейнеров. Но, если исходить из реалий, то ни один из них нельзя считать в полной мере соответствующим нормам глубоководности. Порт, в котором глубина достигает 15,5 метров, вполне может зайти судно, относимое к типу «capesize», способное принять на борт до 100 000 тонн груза. Осадка такого судна в незагруженном состоянии составляет 15 метров. После загрузки всего возможного тоннажа, осадка увеличится на 3-4 метра. Соответственно, судно просто сядет на дно. А по всем существующим нормативам от судового днища до дна должно быть не менее 1-го метра. Получается, что предприятие, желающее перевезти грузы, может купить морской контейнер нужной вместимости, но не может получить гарантий, что найдется подходящее судно, способное его забрать.
И все вышесказанное дает основания предполагать, что все морские порты, имеющиеся на территории Российской Федерации, нельзя считать в полной мере глубоководными. Некоторые из них могут принять судно с осадкой до 15 метров, но только без какого-либо груза. Но суда редко ходят по морям просто так, они идут либо на погрузку, либо на выгрузку. В каждом порту стоят краны, готовые погрузить морские контейнеры. И получается, что судно теоретически может находиться в данном порту, а практически либо не может зайти в него из-за низкой осадки с грузом, либо зайти сможет, а выйти после погрузки - нет.
В то же время предприятия горно-рудного или металлургического направлений, работающие на Украине, на данный момент времени очень заинтересованы в развитии и существовании глубоководных портов. Вывоз их продукции суднами малой вместимости неэффективен и затратен для предприятий. Аренда 20-ти футового контейнера для перевозки на 40% выгоднее, чем аренда 3-4-х контейнеров меньшей вместимости. Решением проблем могло бы стать устройство глубоководного порта, способного принимать суда по 100 000 тонн и выше.
Комментарии (0)